Памятка родителям
Цель: актуализировать знания родителей по проблеме буллинга в школе.
Задачи:
Познакомить родителей с понятием «Буллинг».
Формировать активную педагогическую позицию родителей.
Научить родителей распознавать ситуации травли.
Познакомить родителей со способами защиты своего ребенка от буллинга в школе.
Мы познакомимся с понятием буллинг, основными его характеристиками, постараемся найти ответы на вопросы: что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу? В ситуациях, когда ребенок агрессор и, что сделать, чтобы таких ситуаций не возникало.
Понятийный аппарат
Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.
Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
Выделяют следующие виды буллинга:
Психологическое (моральное) насилие:
1.вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, оскорбления, обзывательства, клички.
2.социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой;
3.кибербуллинг –публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.
Б.Физическое насилие избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и др.
По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга:
словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.).
бойкот,
физическая расправа.
распространение слухов и сплетен,
воровство.
Как показали исследования – в младших классах частота встречаемости случаев буллинга выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.
По статистике, больший процент детей за помощью при буллинге не обращаются:
62% детей не рассказывали о буллинге
24% делились с друзьями
Только 2% рассказали родителям!!!
Почему дети не обращаются за помощью?
Хочет справиться с этим самостоятельно
Дети могут бояться реакции от обидчика
Опасается, что накажут за слабость
Чувствуют, что никто о них не заботится
Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут.
Жертвой или объектом буллинга:
часто становятся робкие,
тихие дети,
нередко физически слабые,
дети с нестандартной внешностью,
особым прилежанием в учебе,
чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность, отстоять ее.
талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами,
дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой.
Возможные последствия для жертвы:
социальная изоляция, ассоциальное поведение, тревожные расстройства, психосоматика, ПТСР, риск суицида.
Защитники
Наличие даже ОДНОГО противника буллинга в классе может изменить ситуацию к лучшему.
Если защитников несколько и с их мнением в классе считаются — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.
Основные характеристики защитников:
Устойчивая система ценностей.
Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности
Способны самостоятельно регулировать свое поведение;
Оптимистический эмоциональный фон.
Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?
Если ваш ребёнок:
неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда;
возвращается из школы подавленным;
часто плачет без очевидных причин;
никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;
очень мало говорит о своей школьной жизни;
одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, , и он никого не хочет позвать к себе.
В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.
Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?
Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.).
Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.
Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».
Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне
Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.
Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно. Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.
Выступайте на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.
Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.
Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильно решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего общества.
Если ваш ребенок — обидчик
Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:
остановить ребенка-обидчика,
создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.
Вам нужно попытаться заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим.
Как этого добиться?
Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.
Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.
Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.
Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга.
Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.
Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.
Развивайте эмпатию.
Повышайте уровень информированности детей о роли, которую они играют в буллинге
И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли?
Наладить контакты с учителями и одноклассниками;
Приглашать одноклассников в гости, особенно тех кому он симпатизирует;
Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в семье, вовлечение ребенка в совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в семье (говорить спокойной ночи перед сном, поцеловать и погладить ребенка, пожелать хорошего дня утром перед школой, отмечать дни рождения, чаще обнимайте и целуйте и т.д. );
Внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка;
Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г.) режиссера Ролана Быкова. Шестиклассница Лена Бессольцева умело передает все чувства, которые может испытать ребёнок: боль, одиночество, страх поделиться проблемой со взрослыми, чувство безысходности и беззащитности.
Родители вместе с детьми
Просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением:
Обсуждение художественной литературы, раскрывающей проблему буллинга:
• «Чучело» (1983 г.).
• «Класс» (2007 г.).
• «Розыгрыш» (2008 г.).
«Класс коррекции» (2014г.)
В.К. Железняков «Чучело».
• Хосе Тассиес «Украденные имена».
• В.Н. Ватан «Заморыш».
• Е.В. Мурашов «Класс коррекции».
• Стивен Кинг «Кэрри».
• Алексей Сережкин «Ученик».
• Андрей Богословский «Верочка».
• Джоди Пиколт «Девятнадцать минут».
Прикасайтесь к подростку как можно чаще- берите за руку, обнимайте, гладьте по голове. Говорите что вы любите. Ребенок будет чувствовать себя любимым.
Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллинга, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном терапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства может включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, возможны контакты с социальной службой, судебными органами или службой телефона доверия для детей «Детская линия».
Булинг.docx