круглосуточная горячая линия
Версия для слабовидящих

Буллинг

Цель: актуализировать знания родителей по проблеме буллинга в школе.

Памятка родителям


Цель: актуализировать знания родителей по проблеме буллинга в школе.


Задачи:

Познакомить родителей с понятием «Буллинг». 

Формировать активную педагогическую позицию родителей. 

Научить родителей распознавать   ситуации травли.

Познакомить родителей со способами  защиты своего ребенка от буллинга в школе.  

Мы  познакомимся с понятием буллинг, основными его характеристиками, постараемся найти ответы на вопросы: что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу? В ситуациях, когда ребенок агрессор и, что сделать, чтобы таких ситуаций не возникало.

Понятийный аппарат

  Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.

Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

Выделяют следующие виды буллинга:

Психологическое (моральное) насилие:

1.вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву,  оскорбления, обзывательства, клички.

2.социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой;

3.кибербуллинг –публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

Б.Физическое насилие избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и  др.

По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга:

словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.).  

бойкот, 

физическая расправа.

распространение слухов и сплетен, 

 воровство. 

Как показали исследования – в младших классах частота встречаемости случаев буллинга  выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.


По статистике,  больший процент детей за помощью при буллинге  не обращаются: 

62%  детей не рассказывали о буллинге

24% делились с друзьями

Только 2% рассказали родителям!!!

Почему дети не обращаются за помощью?

Хочет справиться с этим самостоятельно

Дети могут бояться реакции от обидчика

Опасается, что накажут за слабость 

Чувствуют, что никто о них не заботится 

Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут.


Жертвой или объектом буллинга:

часто становятся робкие, 

тихие дети, 

нередко физически слабые,

дети с нестандартной внешностью, 

особым прилежанием в учебе,

 чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность,  отстоять ее.

талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами, 

дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой.


Возможные последствия для жертвы:

социальная изоляция, ассоциальное поведение, тревожные расстройства, психосоматика, ПТСР, риск суицида.




Защитники

Наличие даже ОДНОГО противника буллинга в классе может изменить ситуацию к лучшему.

Если защитников несколько и с их мнением в классе считаются — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Основные характеристики защитников:

Устойчивая система ценностей.

Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности

Способны самостоятельно регулировать свое поведение;

Оптимистический эмоциональный фон.

Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?

Если ваш ребёнок:

 неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда;

возвращается из школы подавленным;

часто плачет без очевидных причин;

никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;

очень мало говорит о своей школьной жизни;

одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, , и он никого не хочет позвать к себе.

В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.


Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?


Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.).

Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга; 

Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу. 

Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации; 

Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу; 

Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк. 

Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».

Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне

Выражайте сочувствие без оценок и     комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.

Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно. Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу. 

Выступайте на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.

Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.

Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильно решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего общества.


Если ваш ребенок — обидчик


Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:

остановить ребенка-обидчика, 

создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.

Вам нужно попытаться  заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим. 

       Как этого добиться?

Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это. 

Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.

 Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок. 

 Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга. 

Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе. 

Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.

Развивайте эмпатию.


Повышайте уровень информированности детей о роли, которую они играют в буллинге



И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли?

Наладить контакты с учителями и одноклассниками;

Приглашать одноклассников в гости, особенно тех кому он симпатизирует;

Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;

Создать эмоционально-благоприятную атмосферу  в семье, вовлечение   ребенка в совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в  семье (говорить спокойной ночи перед сном, поцеловать и погладить ребенка, пожелать хорошего дня утром перед школой, отмечать дни рождения, чаще обнимайте и целуйте  и т.д. ); 

Внимательное  отношение  к эмоциональному состоянию ребенка; 


Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г.) режиссера Ролана Быкова. Шестиклассница Лена Бессольцева умело передает все чувства, которые может испытать ребёнок: боль, одиночество, страх поделиться проблемой со взрослыми, чувство безысходности и беззащитности.


Родители вместе с детьми


Просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением:


Обсуждение художественной литературы, раскрывающей проблему буллинга:

• «Чучело» (1983 г.).

• «Класс» (2007 г.).

• «Розыгрыш» (2008 г.).

«Класс коррекции» (2014г.)

В.К. Железняков «Чучело».

• Хосе Тассиес «Украденные имена».

• В.Н. Ватан «Заморыш».

• Е.В. Мурашов «Класс коррекции».

• Стивен Кинг «Кэрри».

• Алексей Сережкин «Ученик».

• Андрей Богословский «Верочка».

• Джоди Пиколт «Девятнадцать минут».


Прикасайтесь к подростку как можно чаще- берите за руку, обнимайте, гладьте по голове. Говорите что вы любите.  Ребенок будет чувствовать себя любимым.


Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллинга, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном терапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства может включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, возможны контакты с социальной службой, судебными органами или службой телефона доверия для детей «Детская линия».

Булинг.docx
×
Мы в социальных сетях:
Рассказать друзьям:
Обратный звонок

© 2024 Оказание услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей
Информация на сайте представлена в ознакомительных целях и не является публичной офертой
На сайте используется cookie и определяется ваш IP-адрес для сбора статистики о посещаемости страниц сайта
Панель управления