Консультация для родителей.
Составила:
Николаева Л.Ю.
Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Чтобы ребёнок смог включиться в учебный процесс, он должен достигнуть определённый уровень умственного развития.
1. Элементы математического представленя:
уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
знать понятия «больше-меньше-поровну»;
знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур, выделять их в предметах окружающего мира;
уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
решать и составлять простые арифметические задачки;
уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части;
знать состав чисел, знать цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
знать математические знаки: +, -, больше, меньше, =, уметь ими пользоваться;
уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6);
Характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.).
Различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости.
Классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету.
Мысленно находить часть целого.
Достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей
2. Представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
-уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, ромашка) и называть их отличительные признаки;
-уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, коза);
-уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
-иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);
-знать названия 1-3 комнатных растений;
-знать названия 12 месяцев года;
-знать названия всех дней недели;
знать правила поведения в общественных местах и на улице.
3. О себе.
Фамилию, имя, отчество.
Дату своего рождения.
Домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их профессии.
В какой стране живет. Иметь знания о флаге, гербе и гимне России.
Иметь представление о школе, библиотеке, музее.
Соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности, знать некоторые дорожные знаки и их назначение.
4. В области развития речи
знать все звуки гласные и согласные, отличать их друг от друга чётко произносить все звуки речи.
уметь интонационно выделять звук в словах и в потоке речи;
уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
уметь произносить слова по слогам;
уметь составлять предложения из 3-5 слов;
уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово и т. д
уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк–это животные);
уметь составлять рассказ по картинке (н-р, «В зоопарке», «Отдых на море» ит. д.)
уметь составлять несколько предложений о предмете;
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ,стихотворение, басня);
уметь наизусть читать любимые стихотворения;
уметь последовательно передавать содержание сказки.
Для того чтобы развить в ребенке эти умения, советуем совместно читать сказки и рассказы, и просить ребенка пересказать услышанное, вместе рисовать и придумывать небольшие рассказы по картинке. Также будет уместным придумать игру, где вы сможете увеличить кругозор и словарный запас ребенка (Например: вы говорите горячий, а ваш ребенок антоним — холодный, или же Вы говорите: Мороз, а ребенок называет синоним — холод и т.д.). Все эти занятия способствуют развитию речи.
5. По художественно-эстетическому развитию детям необходимо:
различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство;
создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни;
использовать в рисовании разные материалы;
лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и движения; создавать сюжетные композиции;
расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства;
создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания;
сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины);
создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции
6. Крупная моторика
Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать.
Точно ловить и кидать мяч.
На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы.
Застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п.
7. Мелкая моторика
«Видеть строку» и писать в ней.
Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.
правильно держать ручку и карандаш в руке;
проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую часть;
половину симметричного рисунка;
уметь продолжить штриховку рисунка;
уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Главный совет родителям:
1. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
2. Поощряйте общение со сверстниками
3. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения)
4. Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи).
5. Не надо перегружать дополнительными занятиями.
6. Больше хвалить.