Памятка для родителей
«Возрастные особенности детей 6-7 лет»
Составила: Николаева Л.Ю.
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию. Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями. Каковы же они – наши первоклассники? Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.
Социальное развитие:
· дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения, хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
· способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
· стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче.
Организация деятельности:
· дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
· они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;
· ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности.
Речевое развитие:
· дети способны правильно произносить все звуки родного языка;
· способны к простейшему звуковому анализу слов;
· обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
· грамматически правильно строят предложения;
· умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;
· свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль.
Интеллектуальное развитие:
· дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов;
· они проявляют интерес к животным, к природным явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию;
· имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:
· шестилетки способны к произвольному вниманию, одна ко устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:
·количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2);
· преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;
· дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения);
· способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка);
. не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Зрительно-пространственное восприятие:
· способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
· способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.);
· способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
· способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:
· способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
Как мы видим, различные сферы шестилетки развиты неодинаково и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.
Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.
Возростные особенности 6-7.docx