Методические рекомендации по познавательно-речевому развитию для детей средней группы
Развитие словаря
1. Работать над накоплением детьми пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
2. Учить понимать обобщающее значение слов, уточнять и формировать обобщающие понятия.
3. Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, моя, мое, мои), притяжательных прилагательных (мамина, папина, кошкина), наречий и порядковых числительных.
4.Формировать понимание простых предлогов–«маленьких слов» (на, над, под, в, с, из, к, по). Учить правильно их употреблять в речи, используя схемы этих предлогов и различные игровые приемы, а также дидактические игры.
5. Формировать понятие слово и умение оперировать им.
Грамматический строй речи
1.Учить детей различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
2. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
3. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
Общие речевые навыки
1.Формировать у детей правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
2. Формировать навык мягкой атаки голоса.
3. Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию воспитателю).
4. Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи.
Звуковая культура речи
1. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков раннего онтогенеза (т, п, к, м, н, к, г, б, д, ф, х, в).
2. Автоматизировать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков у детей, в речи которых эти звуки сохранны (по согласованию с логопедом) в игровой и свободной речевой деятельности.
3. Активизировать движения речевого аппарата, готовить к формированию звуков разных групп с помощью различных упражнений по воспроизведению неречевых звуков и элементов общей артикуляционной гимнастики (ОАГ).
4. Уточнить термин звук, учить «пропевать» гласные звуки сначала по одному, потом по несколько (до 5) на одном выдохе, используя различные игровые приемы, графические символы гласных звуков. Соотносить звук с буквой («Звуковой домик»).
Развитие связной речи и навыков речевого общения
1. Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
2. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
3. Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
4. Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ сначала с помощью взрослого, впоследствии самостоятельно.
5. Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого, затем со зрительной опорой.
Рекомендуемые игры и игровые упражнения. «Давайте отгадаем», «В огороде у козы Лизы», «Один и два», «Посмотри и назови», «Будь внимательным», «Чего не хватает?», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто лишний?», «У кого кто?», «Подскажи словечко» (Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи), «Что перепутал художник?», «Когда это бывает?», «Назови ласково», «Где звенит?», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка, «Волшебные часы».
Рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды
Наличие в групповой комнате уголка по развитию речи, в котором имеются:
1. Несколько косметических зеркал (4-5) для индивидуальной работы с детьми.
2. Стеллаж или этажерка для пособий.
3.Наборы игрушек и картинки для проведения мимической гимнастики и элементов ОАГ.
4. Игрушки и тренажеры для развития дыхания.
5. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
6. Настольно-печатные дидактические игры по изучаемым лексическим темам.
7. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации согласных звуков раннего онтогенеза и для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков.
8. Настольно-печатные печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
9. Настенный алфавит, азбука на кубиках.
10. Пособие «Домик гласных звуков» с графическим изображением этих звуков (буквами).
10. Картотека речевых игр.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.docx