Методические рекомендации по духовно – нравственному воспитанию для детей среднего возраста
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям.
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет. Поэтому так важна организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду, школе, тем более, что современные молодые родители, в большинстве своем, не знают национальных традиций духовного воспитания, хотя положительно относятся к их возрождению. А образовательное учреждение, при определенных условиях, как раз и может возродить основы традиционного духовного воспитания детей. Для того, чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания необходимы определенные условия:
1.Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса;
2.Обеспечение программно-методической и художественной литературой;
3.Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу.
Предметно-развивающую среду надо создавать соответственно возрасту детей. Это: библиотека, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками. Вести театральную деятельность необходимо с внедрением духовно-нравственных начал, указывая на то, где зло, а где добро. В каждой группе рекомендуется организовать уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры. Можно проводить экскурсии в музей старины, оборудованный в ДОУ (собраны сохранившиеся старинные бытовые предметы, печь, деревянные лавки и столы, самотканые половики; в «избе» размещены : божница, расшитые полотенца, прялка, самовар, кухонная посуда и т.д.)При проведении НОД можно использовать программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой.
Приоритеты:
1.Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они—часть великого русского народа.
2.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.
3.Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
4.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству. Необходимо вопросы духовно-нравственного воспитания включать в занятия по образовательной программе, в перспективный и календарный планы(в виде интегрированных занятий или во время бесед с детьми в повседневной жизни).
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Важным элементом в нашей работе остается сказкотерапия.
Слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги. Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей и показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача–помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
С родителями рекомендуется проводить:
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
лекторий для родителей с участием священника;
анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
совместные с родителями праздники, спектакли;
изготовление декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.);
круглые столы с педагогами ДОУ;
консультации;
выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;
обмен опытом по духовному воспитанию в семье;
выставки семейных работ к праздникам;
индивидуальное собеседование.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников ДОУ должна быть направлена на сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям и возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
ДУХОВНО-НРАВСТ.docx